Архитектурное наследие Каракола


В середине XIX века волна переселенцев из России и Украины на земли Туркестана привнесла важные черты в культурно-исторические особенности этого края, существенно повлияла на дальнейшее развитие и формирование местного жизненного уклада.
Здесь тесно смешивались и переплетались особенности быта, ведения хозяйства и первым делом вероисповедания. Переезжая всей семьей, многочисленные переселенцы везли с собой самое дорогое — домашнюю икону, с которой и началось воссоздание на новых землях православной культуры.
Личные иконы имелись практически в каждом доме, и приверженность своей религии вызывала у местного населения уважение и естественный интерес. Обустроившись на новом месте, представители православного духовенства начинают ратовать за создание местных молебных домов и храмов. Согласно православным традициям, начинают собираться пожертвования на постройку местных церквей.
Митрополит Владимир трогательно приводит в пример случай, когда в дом к одному крестьянину, собиравшему средства на постройку храма, вошел человек в большой чалме и богато расшитом халате. Увидев, что крестьянин испугался и растерялся, он успокоил его и положил на стол золотые монеты. Это было одно из первых пожертвований на строительство русских «мечетей», которое сделал представитель местного населения Туркестана.

Крестный ход
Землетрясение, которое произошло в 1889 году на территории Семиречья, разрушило многие кирпичные храмы.


С учетом особенностей сейсмоустойчивости в Киргизии начинают возводить деревянные церкви. Благодаря таланту и усилиям архитекторов Зенкова и В. Гейнцельмана спроектирована целая серия деревянных храмов, в которых учитывались все особенности, позволяющие приспособить церковные сооружения к условиям Туркестанского региона.Нужно сказать, что в России деревянные храмы уже не возводились, а в Туркестане эта тенденция получила новое развитие и видоизменилась под влиянием местной культуры и колорита.






Ярким примером дошедшего до нас архитектурного наследия того времени нужно назвать Свято-Троицкий собор в Караколе.

История создания и становления храма уходит корнями во времена основания самого города Каракола дальновидным и прагматичным путешественником Александром Каульбарсом. Он-то и был инициатором возведения временного храма из войлока, материала, из которого сооружались и строились практически все постройки того времени. Но уже на следующий год войлочные стены храма были заменены на деревянные, а еще позже их сменили на каменные и кирпичные. Не устояв перед пожарами и землетрясением в 1889 году, здание церкви было разрушено практически до основания. Новая пятиглавая церковь с колокольней была возведена из дерева по специальному проекту семьёй местных купцов Масликовых и освящена в 1895 году. По их исходной задумке церковь должна была иметь форму креста, а пять куполов и колокольня венчать небольшое, но единое и компактное строение храма. Белоснежные стены с резными голубыми вставками и фресками, на которых были изображены цветы и гроздья ягод, создавали ощущение первозданной чистоты, а многоликий иконостас и скромное убранство церкви по-настоящему делали это место Божьим домом. Храм был важным просветительским центром – в его библиотеке насчитывалось более 1000 книг.
Но недолго возродившейся церкви было суждено жить спокойной и мирской жизнью. Во времена повсеместного разгрома православной церкви храм был сначала просто закрыт, а позже полностью разграблен и разворован. Бесследно исчезли иконы, алтарные книги и произведения искусства, которые до сих пор представляют важную историческую и художественную ценность. И только в 1944 году после принятия государственного положения «О порядке открытия церквей» в храме, который на тот момент выполнял функцию военно-партийного клуба, начались первые реставрационные работы. Но и эти работы продлились не долго и завершились восстановлением всего одного из пяти куполов, на котором установили крест. В таком виде церковь просуществовала до 1961 года.



После очередных изменений политики партии в отношении религии, здание церкви вновь отбирается уже на долгих 30 лет. Верующим и прихожанам выделяются грязные и необжитые складские помещения неработающего хлебного завода далеко за окраиной города, а территорию церкви отдают детской спортивной школе. В самом же храме оборудуют спортивный зал. В 1989 году было принято решение о создании на базе церкви краеведческого музея, в котором планировалось собрать все легенды и сказания о родном городе, о его основателях и героях, экспонировать находки древности и предметы старины. Но из-за вновь изменившейся политической обстановки реализовать эти планы так и не получилось.



В 1992 году после долгих споров служители церкви и прихожане смогли вернуть себе ветхое и полусгнившее здание храма, запущенную и разграбленную территорию. Долгие три года проводились работы по восстановлению храма и воссоздания его облика. Возрождение церкви стало заслугой простых жителей города, чьи старания и добровольные пожертвования увенчались таким добрым и нужным успехом. Храм перешел в собственность церкви только в 1995 году.


Современный облик церкви мало изменился. Все те же традиционные для данного храма пять золоченых куполов, увенчанных крестами, привычно возвышающаяся колокольня, к которой ведет длинная внутренняя лестница, филигранный перезвон множества больших колоколов и маленьких колокольчиков. Бревенчатые стены церкви и главное гранитное крыльцо придают церкви величественный и исконно православный вид.

Стойкий духом и волей Храм, его недолгая столетняя история, полная лишений и скорбных событий.






Ещё одним уникальным памятником архитектуры и достопримечательностью Каракола является дунганская мечеть.

Строительство мечети в Караколе тесно связано с появлением дунганского населения в Туркестанском крае в конце XIX века. Группа дунган, поселившаяся в этом городе, пришла из Китая в начале ноября 1877 года после подавления восстания. Руководил этой группой Юсуп-хазрет, или, как его ещё называли дунгане, Ае Ложынжя («почтенный старец»).

Весной 1878 года переселенцам были выделены наделы в 6-7 километрах от города, где они основали село Ырдык, получившее официальное наименование Мариинское.
Оставшаяся часть беженцев приписалась к мещанскому сословию, основав слободу.
После того, как переселенцы отстраивали дома, они, как правило, приступали к строительству мечети — духовного центра общины.



Для строительства мечети в Караколе из Китая был приглашен Чжоу- Сы, который руководил 30 мастерами. В течение 3-х лет (1907-10гг.) проводились подготовительные работы, заготавливались материалы.
Сама же сборка мечети заняла всего 3 месяца.

Мечеть напоминает по стилю старинные буддистские храмы. Она покрашена в красный (от демонов), желтый (к богатству и удаче) и зеленый (символизирует счастье) цвета. Все эти цвета, составляют основу дунганской культурной концепции.
Особеннность этой мечети в способе постройке: строители не использовали ни единого гвоздя или дюбели из металла. Для возведения применялись только деревянные балки, выструганные из елей, произрастающих в долинах Тянь-Шаня, тополя и карагача. Отделка мечети производилась при помощи ореха. Все строительные материалы нужно было предварительно тщательно подготовить.
Рытьем фундамента и грубой работой с камнем занимались местные строители, всё остальное взяли на себя приглашенные гости. Чжоу-Сы придумывал орнаменты и рисовал их на деревянных дощечках, помощники сразу вырезали его творения. Проект делился на множество этапов, продумывалась даже незначительная мелочь. Здание собирали по частям, некоторые детали мастерили до 3-х лет.
Окончательную дату сдачи объекта принято считать 10 мая 1910 года.


Площадь мечети внушительная, особенно если сравнивать с подобными строениями Средней Азии. Мечеть выполнена в форме прямоугольника 27 на 15 метров. С западной и восточной стороны крышу подпирает ряд колон. Западная стена направлена в сторону Мекки, сюда смотрят молящиеся во время службы. Окон на этой стене нет.
По периметру стоят четыре несущих столба, которые опираются на каменные постаменты. С точки зрения архитектуры, здание совсем несложное, хотя, кажется, что повторить его невозможно. Мечеть можно разобрать за день, балки ничем не прикреплены, просто вложены в специальные пазухи вырубков. Крыши у здания три, все резные, с загнутыми по краям фронтонами. На балках вырезаны мифические драконы и другие животные, играющие важную роль в китайской культуре. Кровля держится на 30 золотистых колоннах, основание покрашено в синий цвет. Карниз украшают изображения фруктов.


В советский период основное здание мечети не подвергалось глобальным перестройкам, сохранив всю свою первозданную красоту. В 1930-х годах был утрачен минарет, стоявший отдельно от мечети. Нынешний минарет был построен в 1940-х.



В городе Каракол сохранились несколько зданий, совершенно исключительных по своему оформлению. Торцы срубов этих домов как бы "одеваются" в алебастровые полуколонны. Двойные полуколонны дают сложную игру формы и светотени. Отштукатуренные срубы украшаются резными деталями. Сочетание гладких беленых стен, узорных крылечек и балконов, профильной резьбы наличников и подзоров, крашеных филенчатых ставней придает рядовой застройке особое обаяние. Именно их можно назвать фирменным знаком архитектуры исторического Каракола.
Они-то и представляют собой основное богатство каракольского наследия.




Онлайн карта современного Каракола с отметками объектов с историко-архитектурным обликом
посетить карту

Но уникальное напоминание о прошлом под угрозой.
Историческая городская среда входит в период трансформаций. Особую тревогу вызывает состояние каракольского вернакуляра - рядовой застройки.

Областной центр Прииссыккулья весьма привлекателен в плане международного туризма. А гостям интересны, прежде всего, подлинность и особый дух места - то, что отличает его от любого другого.

Нельзя заставить людей заботится о своем наследии – можно заинтересовать, популяризировать и развивать интерес к истории.

Дом купца Сулайманова - ныне гостиница "Неофит"
Каракол сегодня

Проект «Сохраним культурное наследие Каракола» инициирован МВО «Лидерство» совместно с Иссык-Кульским областным государственным архивом и медиапартнером радиостанцией «Волна Иссык-Куля» при поддержке Интерньюс.
Цели проекта:
- способствовать сохранению архитектурного наследия Каракола;
- разработать интерактивную онлайн-карту с указанием исторических объектов города;
- провести тематическую медиакампанию для привлечения внимания местных жителей и развития гражданской активности.
Информация о проекте: http://www.leadership.kg/index.php/ru/save-karakol...

Команда МВО "Лидерство"

Команда МВО «Лидерство» с 21 по 23 мая 2017 года приняла участие в Лаборатории медиа и социальных инноваций в Душанбе (Таджикистан), организованной Представительством Интерньюс Нетворк в Центральной Азии.
Lab – это социальный проект для решения социально значимых проблем и потребностей Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана.
Подобные мероприятия являются хорошим инструментом, стимулирующим участие активной молодежи, гражданского общества, IT-сообщества в реализации социально значимых медийных инициатив.
Наша команда презентовала проект «Создание интернет-платформы об историческом наследии Каракола».
По итогам Лаборатории команда экспертов и менторов поддержала по одной идее от каждой страны-участницы. Из Кыргызстана наша идея стала победителем, на ее реализацию выделен грант. Выражаем благодарность всем менторам и организаторам Лаборатории – 2017 #inLab2017
Ссылка на нашу презентацию проекта во время лаборатории:
https://m.facebook.com/story.php…


Больше историй о Караколе и его истории,

архитектуре, людях и развитии...
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website