КАРАКОЛ - Центр образования


В начале ХХ века в Караколе произошло событие, имеющее огромное значение для подъема культурного уровня трудящихся: 14 мая 1902 года в двухэтажном деревянном здании на углу улиц Барсовской (ныне Октябрьской) и Преображенской (ныне Гебзе) открыта первая в Киргизии народная библиотека-читальня.

Ее история тесно связана с историей становления города. После смерти великого путешественника и ученого Н.М. Пржевальского с целью увековечения его памяти в горном крае его товарищи и ученики П.К. Козлов и В.И. Роборовский приняли решение открыть музей и собственную библиотеку. И вскоре местному краеведу Я.И. Королькову поступил денежный перевод на 200 рублей.

В сопроводительном письме Козлов и Роборовский просили организовать сбор средств для открытия общественной библиотеки.


Весомый вклад внес и городской голова врач Н.М. Барсов. В 1896 году по решению общественного собрания Каракола решено отчислять на народную библиотеку-читальню по 300 рублей в год.

Отчисления на ее создание сдавались в сберегательную кассу при местном казначействе. С этого времени общественность во главе с врачом Барсовым настойчиво ходатайствовала об открытии библиотеки.


4 августа 1901 года вице-губернатором Семиреченской области Осташкиным утвержден «Устав Пржевальской общественной библиотеки-читальни», где отражена цель – дать возможность безвозмездно пользоваться книгами для чтения тем жителям города, которые по недостаточности своих средств нуждаются в бесплатном пользовании книг, журналов, газет и специальных изданий.
Согласно намеченной цели библиотека-читальня состоит из двух отделений:
1) бесплатной библиотеки-читальни и 2) платной общественной библиотеки с кабинетом для чтения. Оба отделения связаны с единством Правления и общностью материальных средств, и потому оба отделения хотя и могут помещаться в одном здании, но по возможности на разных этажах или, по крайней мере, в разных комнатах. Общее название этому учреждению присваивается «Пржевальская общественная библиотека-читальня».


Средства на содержание библиотеки состояли из ежегодного поступления, специального и неприкосновенного капитала.

Оборотный капитал составляется из:
1. Ежегодных ассигнований из сумм города не менее 300 рублей в год.
2. Пожертвований частных лиц и обществ деньгами.
3. Чистой прибыли, выручаемой от продажи чая в чайной при читальне.
4. Сборов концертов, спектаклей, литературных, музыкальных и семейных вечеров, публичных чтений, устраиваемых с надлежащего каждый раз разрешения и с соблюдением существующих на этот предмет узаконений и распоряжений правительства.


Библиотека-читальня открылась 14 мая 1902 года. С торжественной речью на церемонии открытия выступил председатель правления А.А. Михайлов. 27 мая этого же года Народная библиотека приняла своих первых читателей. Ее делами занималось правление, состоявшее из шести членов. Библиотека в те годы находилась в двухэтажном доме. Всего здесь собрано 560 экземпляров книг. Верхний кабинет, открытый с 5 до 10 часов вечера, ежедневно, кроме субботы, посещали платные читатели. На нижний этаж раз в неделю по воскресеньям и другим праздничным дням допускались прочие читатели. Для бесплатного чтения им предоставлено 450 экземпляров книг. Народную библиотеку посещало до 100 читателей, в то время как платное отделение, рассчитанное для состоятельных граждан, за первый год посетило всего 38 человек.





Члены Пржевальского драматического общества. 1984 г.

Народной библиотека именовалась еще и потому, что большинство жителей считали своим долгом помочь ей в комплектовании книжного фонда.

Пример подал Н.М. Барсов, пожертвовав в фонд библиотеки около 40 ценнейших книг, преимущественно научного содержания. Кроме того, читатели жертвовали библиотеке личные книги и журналы. До сих пор в ней сохранились издания, которые подарили Б. Каплун «Наш балет» (1899 год), Я.И. Корольков «Орнамент всех времен и народов» (1898 год), К. Келлер «Жизнь моря» (1986 год).
В Народной библиотеке были издания произведений Лермонтова, Белинского, Чернышевского, что способствовало знакомству киргизского населения с произведениями русской классической литературы. Библиотека получала периодические издания «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Вестник воспитания», «Русское богатство», «Новое время», «Сибирский вестник», «Туркестанские ведомости» и другие.




По вечерам в библиотеке-читальне организовывались громкие чтения, способствовавшие распространению среди жителей города передовых идей русских поэтов, писателей, ученых, путешественников.

После Октябрьской революции библиотека стала подлинно народной, превратившись в очаг культуры и просвещения. Она внесла свой вклад в ликвидацию безграмотности. С благодарностью вспоминаем первых библиотекарей М.И. Варавину, Г. Чикееву, Н.П. Осминину, С.А. Мелехова.

Библиотекой по очереди заведовали передовые интеллигенты города. Первым библиотекарем был А.А. Михайлов – председатель правления. Одно время заведующим был ветеринарный врач Касаткин.

«В настоящее время задачей библиотеки является не просто сохранение редкой и ценной книги, но и создание возможности прочитать ее, получить содержащиеся в ней знания.
В рамках проекта 2008 года «Книжные памятники Кыргызстана», направленного на популяризацию книжных памятников и привлечение внимания научной общественности к богатейшим коллекциям редких и ценных книг, начались оцифровка книг и размещение их в Интернете. Эти книги уникальны по-своему, и каждая из них – бесценный памятник эпохи. Храня богатства, накопленные в течение многих веков, предоставляя к ним доступ самым широким слоям населения, создавая печатную и электронную информацию, мы тем самым приумножаем интеллектуальный и культурный вклад в укрепление позиций в мировом сообществе»
рассказала руководитель музея книги при областной библиотеке им. Т. Сыдыкбекова Т.Д. Мананникова.

По сравнению с другими уездными центрами Семиреченского края Каракол отличался обустроенностью учебных заведений, которые оснащены необходимыми учебниками, учебными пособиями, всевозможными демонстрационными приборами. В добротных двухэтажных зданиях располагались, например, женское и мужское городские училища. Их классы были достаточно большие, светлые. Опрос учащихся училищ выявил, что «полученные в разных классах ответы по арифметике, географии и русскому языку показали, что дети усваивают курс удовлетворительно».
В этом большая заслуга одного из первых заведующих мужским училищем Михаила Васильевича Зайцева. Имея университетское образование, он мог бы применить свои знания на более значимой чиновничьей службе, однако посвятил свою жизнь благородному и малооплачиваемому труду учителя. Это было его призвание. Помимо этого, Зайцев обладал прекрасными педагогическими данными.
«Разумные, облаченные в самую мягкую форму внушения, действующие на самолюбие мальчика и приохочивающие его к книге и знанию, – вот все меры, которые он заложил в основу своей системы и достиг этим блестящих результатов».


М. В. Зайцев.

Отдаленность Каракола от других культурных городских центров, низкая заработная плата не привлекали людей с высшим образованием, дабы посвятить свою жизнь педагогической деятельности в столь далеком крае Российской империи. Поэтому в училищах города в начале ХХ века была острая нехватка учителей: из восьми штатных единиц отсутствовало три по разным дисциплинам. По составу ученики училищ были весьма неоднородны: русские, киргизы, дунгане, калмыки. Киргизских детей, родители которых находились на отдаленных отгонных пастбищах, планировалось размещать в особом интернате, но в 1909 году здание его еще не было достроено, воспитанники вынуждены были жить при училище.





Учителя и учащиеся интерната для детей. Начало ХХ века.
В 1879 году Каракольская школа совместного обучения преобразована в двухклассное училище. Это было учебное заведение типа школы-интерната, где в 1884 году обучалось 22 ученика.

До революции в Караколе было одно медресе при узбекской мечети, где готовили служителей мечети и домуллов для мектебов. Учениками медресе были дети баев, манапов и состоятельных лиц. Сыновьям бедняков редко удавалось поступить в медресе.

Обучение в медресе продолжалось с октября по апрель. Занятия проводились четыре раза в неделю: в субботу, воскресенье, понедельник и вторник. Ученики не занимались в течение поста, дни религиозных праздников и летние каникулы – с мая по октябрь. После окончания местного медресе в Караколе некоторые выпускники продолжали учебу в более известных медресе Бухары или Коканда.


Первые учителя мусульманской школы (слева на право) С.М.Надыршин, З.Таиров, Х.Рахимов. 1906 год.

В 1902 году в Караколе открылась первая новометодная школа, организованная представителями татарской интеллигенции. Затем стали появляться и другие новометодные учебные заведения. Занятия в них велись в основном на татарском языке. В отличие от мектебов, где обучение велось по старой буквослагательной системе, требующей нескольких лет, чтобы научиться хоть как-то грамотно читать и особенно писать, в новометодных школах преподавание проводилось по прогрессивному звуковому методу. Те же результаты достигались гораздо быстрее – за несколько месяцев.

Первой русско-туземной школой Каракола был подготовительный пансион, открытый в 1874 году.
Здесь обучалось 10 мальчиков: по одному из 10 волостей уезда. Дети, обучавшиеся в ученических квартирах, жили
. Здесь обучалось 10 мальчиков – по одному из 10 волостей уезда. Дети, обучавшиеся в ученических квартирах, жили в тяжелых условиях: обеспечение едой и одеждой было нерегулярным, санитарные условия оставляли желать лучшего. Поэтому ученическая квартира при городском училище в 1887 году упразднена и преобразована в сельскохозяйственную школу для детей киргизов.

Поскольку первые русско-туземные школы не дали желаемых результатов, Туркестанская администрация в начале ХХ века не открыла ни одного такого заведения в других регионах, в том числе в Караколе. Поэтому в 1905 году решено открыть интернат при городском училище, а в 1906 году в городе начала работать русско-туземная школа с 50 учениками.

В 1911 году в Караколе открывается русско-туземная женская прогимназия, т. е. неполная гимназия.




Дореволюционные школы вопреки желаниям царских чиновников сыграли весьма важную роль в просвещении киргизского народа, ознакомлении с русским языком, а через него с богатой русской культурой. Все это способствовало сближению киргизского народа и проникновению в киргизскую среду передовой русской демократической культуры и революционных идей.




Некоторые выпускники дореволюционных русско-туземных школ Каракола после революции стали государственными деятелями, учеными, работниками народного образования. К их числу относятся Юсуп Абдрахманов – председатель Совнаркома Киргизской ССР с 1927 по 1933 год; Касым Тыныстанов – первый профессор Киргизии, автор первых киргизских учебников, составитель первого киргизского словаря; Заит Кадырбаев, К. Джузенов – организаторы первых советских школ; Ибрагим Абдырахманов – известный сказитель и собиратель эпоса «Манас», педагог, фольклорист, член Союза писателей СССР.

Касым Тыныстанов

В 1923 году он составил реформированный киргизский алфавит на основе арабской графики, на котором в 1924 году вышла его книга для чтения «Окуу китеби», а позднее ряд букварей. В 1923-1924 годах был членом Кара-Киргизской научной комиссии.

В 1927 году назначен народным комиссаром просвещения Киргизской АССР. В 1930 году стал научным сотрудником, а позднее и директором Киргизского института культурного строительства. Параллельно с 1932 года преподавал в Киргизском педагогическом институте (сначала доцент, с 1936 года профессор). В этот период Тыныстанов написал и издал ряд работ по киргизскому языкознанию.






Юсуп Абдрахманов

Его называют отцом-основателем государственности Кыргызстана – он внес огромный вклад в суверенитет республики. Дважды ставил перед Сталиным вопрос о предоставлении Кыргызстану статуса союзной республики.

В 1924 году окончательно определились границы современного Кыргызстана. Абдрахманов поставиль цель – на деле реализовать идею свободного самоопределения народа.
Впоследствии образована Кыргызская автономная советская социалистическая республика.


Онлайн карта современного Каракола
посетить карту

Проект «Сохраним культурное наследие Каракола» инициирован МВО «Лидерство» совместно с Иссык-Кульским областным государственным архивом и медиапартнером радиостанцией «Волна Иссык-Куля» при поддержке Интерньюс.
Цели проекта:
- способствовать сохранению архитектурного наследия Каракола;
- разработать интерактивную онлайн-карту с указанием исторических объектов города;
- провести тематическую медиакампанию для привлечения внимания местных жителей и развития гражданской активности.
Информация о проекте: http://www.leadership.kg/index.php/ru/save-karakol...

Команда МВО "Лидерство"

Команда МВО «Лидерство» с 21 по 23 мая 2017 года приняла участие в Лаборатории медиа и социальных инноваций в Душанбе (Таджикистан), организованной Представительством Интерньюс Нетворк в Центральной Азии.
Lab – это социальный проект для решения социально значимых проблем и потребностей Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана.
Подобные мероприятия являются хорошим инструментом, стимулирующим участие активной молодежи, гражданского общества, IT-сообщества в реализации социально значимых медийных инициатив.
Наша команда презентовала проект «Создание интернет-платформы об историческом наследии Каракола».
По итогам Лаборатории команда экспертов и менторов поддержала по одной идее от каждой страны-участницы. Из Кыргызстана наша идея стала победителем, на ее реализацию выделен грант. Выражаем благодарность всем менторам и организаторам Лаборатории – 2017 #inLab2017
Ссылка на нашу презентацию проекта во время лаборатории:
https://m.facebook.com/story.php…


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website