КАРАКОЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

История возникновения города

1 июля исполнилось 148 лет нашему Караколу. Конечно, для города это не возраст. Но, оглядываясь на прошлое, слушая воспоминания и рассказы о городе своих родных и близких, понимаешь: это серьезный рубеж, важная ступень в истории Каракола.

Торцы срубов, узорные крылечки и балконы, профильная резьба наличников и подзоров, крашеные филенчатые ставни на окнах представляют собой основное богатство каракольского архитектурного наследия. Однако уникальное напоминание о прошлом города под угрозой. Историческая часть городской среды проходит период трансформации. Особую тревогу вызывает состояние каракольского вернакуляра – рядовой застройки.

Нельзя заставить людей заботиться о своем наследии – можно заинтересовать, популяризировать и развивать интерес к сохранению старины.
История сохранила точную дату, мотивы и обстоятельства возникновения Каракола.

Это один из первых населенных пунктов, основанных в Иссык-Кульской котловине после добровольного вхождения некоторых племен кыргызов в состав Российской империи.
В 1865 году после добровольного принятия российского подданства возникла острая необходимость возведения оборонительных пунктов и сооружений для противостояния набегам Кокандского ханства. Эта миссия поручена полковнику Генерального штаба Александру Васильевичу Каульбарсу, который и принял решение перенести укрепление Ак-Суу, неудобно располагавшееся в тот момент вдали от караванных и кочевых путей, в более подходящее и территориально выгодное место. Для этих целей после долгого и тщательного исследования местности выбрано место на старой и заброшенной торговой дороге, по которой когда-то ходили караваны в Кашгарию.



1 июля 1869 года началась закладка первых улиц и дворов, а также оборонительной казармы. С тех пор именно эта дата считается днем основания иссык-кульской столицы – Каракола.



Каульбарс должен был выбрать место для закладки города. Предполагаемый форт планировалось возвести в качестве военно-административного центра новых имперских земель. Сравнительно небольшому отряду предстояло произвести топографическую съемку местности, наметить расположение улиц и площадей.

1 июля после рекогносцировки и сбора необходимых сведений, а также бесед с местными жителями состоялась торжественная закладка города. Предпочтение отдано местности, расположенной на пересечении реки Каракол и караванного пути из Чуйской долины в Кашгарию.

Каракол основывался именно как город

«В центре мы поместили гостиный двор, - писал в своих воспоминаниях Каульбарс. - Перед его главным фасадом расположилась площадь для будущего святого православного храма. Тыловой же фронт обращен к базарной площади, и все это окружали правильно разбитые кварталы».
Каракол, возможно, происходит от монгольского «Хара гол» – «Черная река», или «Река, текущая на север».

Кыргызская легенда рассказывает, что много-много лет назад кыргызы, продвигаясь по прибалхашским степям, вышли к берегам озера Иссык-Куль. Здесь они встретили невиданных прежде черных людей, которые напали на них. Кыргызы долго отбивались от нападавших. Впоследствии назвали это место «Кара гол» – «Черная рука» по черным рукам напавших на них людей, и случилось это лет 300 назад. «Кара» у тюрков имеет еще значение «народ» («кара журт» – «простой народ», «беднота», «народ» – «калк»).

Продолжение строительства передано в руки иссык-кульского уездного начальника А.П.Чайковского. А.П. Чайковского. В те дни он писал российскому правительству: «Отныне Каракол станет надежной крепостью на востоке Семиречья».
В 1870 году при новом посещении города Каульбарс отметил, что гарнизон занимал уже построенную казарму. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Меня пригласили на вечер, который состоялся в доме на восточной окраине церковной площади. Мы весело протанцевали всю ночь на втором этаже, где помещалась квартира начальника отряда. В гостином дворе уже бойко торговали, по городку разбросано несколько домов, и одна из улиц почти вся застроилась».
Несколько позже, в феврале этого же года, принимается правительственное постановление о переводе Иссык-Кульского управления из Ак-Суу в укрепление Каракол.





Первое время город рос медленно, и казалось, что он разделит судьбу Ак-Суу. Но уже в 1872 году в нем насчитывалось 150 жителей, преимущественно татар и узбеков, выходцев из Ташкента и других городов Туркестанского края. Русских, кроме военных – батальона пехоты, двух сотен казаков и горной батареи, было всего 12 человек. Основное занятие жителей – торговля товарами первой необходимости, которые охотно покупались дехканами из окрестных кыштаков.

Начиная с 1875 года темпы роста города несколько увеличились. С 1890 года в Караколе начали селиться переселенцы из Украины, губерний Черноземного центра и Поволжья. Особенно большой приток переселенцев в котловину озера Иссык-Куль, в том числе и в Каракол, был после неурожая в ряде губерний европейской части России в начале 90-х. В результате в 1897 году в городе насчитывалось уже 8 108 жителей, а к 1913 году их число удвоилось.

Такие активные темпы роста населения обуславливались тем, что природные и климатические условия были чрезвычайно выгодными для возделывания земли и занятия животноводством. Этот факт был особенно важным для переселенцев, которые приехали в этот край после серьезных неурожайных лет и голода в 1870-х.

В Караколе появились учебные заведения, городское собрание, общественные организации: купеческое, сельскохозяйственное и даже скаковое общества. Как и в любом, даже небольшом российском городке, имелся драматический кружок. Торговые ряды, публичный парк, казармы и мощеные улицы дополняли картину этого небольшого оазиса, расположившегося у подножия Кунгей – Ала-Тоо.


Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Неоценимую роль в этом сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским географическим обществом, Геологическим комитетом и другими организациями для изучения русской и зарубежной Азии.
Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, он стал базой, своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова и многих других. Здесь они заготавливали продукты, нанимали рабочих, проводников, погонщиков, подбирали охрану, в последний раз перед дальней дорогой проверяли снаряжение.

Николай Михайлович Пржевальский
(31.03.1839-20.10.1888)
Пётр Кузьмич Козлов

(16.10.1863 – 26.11.1935)
Всеволод Иванович Роборовский
(9.05.1856-5.08.1910)

В 60-70-х годах в районах Северо-Западного Китая восстали дунгане против угнетателей Цинской империи. После подавления восстания правящая верхушка Китая организовала карательную армию во главе с генералом Цзо Цзунтаном. Дунгане-повстанцы видели спасение в России. Часть дунган во главе с Досифу в ноябре 1877 года прибыла в Каракол. Они и составили ядро дунганского населения дореволюционного Каракола.


Основное население города занималось в то время скотоводством и пчеловодством. Торговали в основном товарами, привезенными из Ташкента и Андижана. Определенное значение имело то, что один из торговых путей проходил через Каракол. В конце ХIХ века здесь открылись ярмарки для сбыта товаров из России и покупки скота и сырья животноводства.
В начале 1870-х годов Каракол напоминал небольшую русскую деревню. В нём было всего 80 домов и 52 лавки, в том числе казармы, построенные из еловых брёвен, срубленных в Каракольском ущелье.

В 1872 году даётся распоряжение строить дома исключительно из сырцового кирпича, изготовленного из глины в смеси с саманом.

В 1881 году в городе было 6 кварталов. А через 6 лет, в 1887 году, во время Верненского землетрясения, многие дома из сырцового кирпича оказались разрушенными. Поэтому в последующие годы снова стали строить деревянные дома с украшенными крылечками и карнизами.
В начале 1870-х Каракол напоминал небольшую русскую деревню. В городе было всего 80 домов и 52 лавки, в том числе казармы, построенные из еловых бревен, срубленных в Каракольском ущелье.



В 1872 году дается распоряжение строить дома исключительно из сырцового кирпича, изготовленного из глины в смеси с саманом.



В 1881 году в городе насчитывалось шесть кварталов. А через шесть лет, в 1887 году, во время Верненского землетрясения многие дома из сырцового кирпича оказались разрушенными. Поэтому в последующие годы снова стали строить деревянные дома с украшенными крылечками и карнизами.



Бывший частный жилой дом землеустроителя абрамова ул.Тельмана
В Караколе купцами, в основном татарами, построены торговый ряд на улицах Караванной и Токтогула, татарская мечеть, здание на пересечении улиц Токтогула и Ленина, которое принадлежало Хамзе Абдувалиеву, деду писателя Чингиза Айтматова.

Первые промышленные предприятия кустарного типа в Караколе появились в начале 70-х годов ХIХ века. Это были водяные мельницы на речке к северу от города, которых в то время насчитывалось всего пять. Однако первым промышленным предприятием города можно считать пивоваренный завод Торопкина, основанный в 1882 году.
В 1913 году ,по данным «Сибирского торгово-промышленного ежегодника», в Караколе и ближайших его окрестностях действовало свыше 60 промышленных предприятий: кожевенные заводы, мыловарни, свечно-сальные и канатные предприятия, лесопилки, мельницы, шерстомойки и два завода по производству искусственных вод.

Техника и средства производства на предприятиях были примитивными. Самое распространенное предприятие – мельница – имело весьма простое устройство: бревенчатые установки с водяным колесом и примитивными жерновами. Внешне они представляли собой небольшие избушки, построенные возле горных речек.

На 11 кожевенных заводах дореволюционного Каракола вся работа производилась вручную. Кожевенный материал большими партиями отправлялся в Центральную Россию и там перерабатывался. Взамен из России поступали готовая кожа и разнообразная обувь. Остатки, полученые при выделке кожи, шли на изготовление клея на клееварку города, одну из двух, существовавших в то время в Киргизии.
Кишечно-очистительных предприятий насчитывалось по всей стране четыре, одно из них в Караколе. Промывка кишок производилась ручным способом. Готовая продукция вывозилась в консервированном виде в Германию.
Среди общей массы довольно примитивных предприятий выделялся маслобойный завод известного купца Воротникова, самый крупный в Семиреченской области. Вырабатываемое масло с Каракольского завода реализовывалось в Ташкенте, Ферганской долине, Китае. Этот завод разрушен в гражданскую войну.
Самой крупной в дореволюционной Киргизии была и Каракольская шерстомойка, где работало 100 человек.


Комсомольский красный обоз с хлебом 1930 г.
Промышленное производство дополнялось ремеслами и домашним промыслом. Среди лиц, занятых ремеслом, было много ножовщиков, стремянщиков, пряжеников, удильщиков, медников. Спросом пользовался труд шорников, печников, плотников, портных, часовщиков, мастеров по серебру и золоту.

И все же несмотря на относительно развитую промышленность основная часть населения занималась сельским хозяйством. Товарное значение имели пчеловодство и садоводство.

Важным источником дохода горожан был извоз. О размерах этого промысла можно судить хотя бы по такому факту: для перевозки товаров на Каркарьинскую ярмарку, проходившую ежегодно в 80 км к востоку от Каракола, привлекалось до 800 подвод. Большое количество транспортных средств требовалось и для перевозки различных грузов за пределами Прииссыккулья.





Онлайн карта современного Каракола
посетить карту

Проект «Сохраним культурное наследие Каракола» инициирован МВО «Лидерство» совместно с Иссык-Кульским областным государственным архивом и медиапартнером радиостанцией «Волна Иссык-Куля» при поддержке Интерньюс.
Цели проекта:
- способствовать сохранению архитектурного наследия Каракола;
- разработать интерактивную онлайн-карту с указанием исторических объектов города;
- провести тематическую медиакампанию для привлечения внимания местных жителей и развития гражданской активности.
Информация о проекте: http://www.leadership.kg/index.php/ru/save-karakol...

Команда МВО "Лидерство"

Команда МВО «Лидерство» с 21 по 23 мая 2017 года приняла участие в Лаборатории медиа и социальных инноваций в Душанбе (Таджикистан), организованной Представительством Интерньюс Нетворк в Центральной Азии.
Lab – это социальный проект для решения социально значимых проблем и потребностей Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана.
Подобные мероприятия являются хорошим инструментом, стимулирующим участие активной молодежи, гражданского общества, IT-сообщества в реализации социально значимых медийных инициатив.
Наша команда презентовала проект «Создание интернет-платформы об историческом наследии Каракола».
По итогам Лаборатории команда экспертов и менторов поддержала по одной идее от каждой страны-участницы. Из Кыргызстана наша идея стала победителем, на ее реализацию выделен грант. Выражаем благодарность всем менторам и организаторам Лаборатории – 2017 #inLab2017
Ссылка на нашу презентацию проекта во время лаборатории:
https://m.facebook.com/story.php…


Made on
Tilda