Your company
Свято-Троицкая церковь
1895 год

Ыйык Троица чиркөөсү
1895 жыл

Holy Trinity Church
1895 year





Кыргыз тили (KG)
1911- жылы салынган муниципалдык имарат (биринчи кыз-келиндер про-гимназиясы)
RU
Традиционный городской дом (к. XIX- нач. XX вв.) дом с двойными угловыми полуколоннами
ENG
Municipal building, 1911
(first female pro-gymnasium)

В середине XIX века волна переселенцев из России и Украины на земли Туркестана привнесла важные черты в культурно-исторические особенности этого края, существенно повлияла на дальнейшее развитие и формирование местного жизненного уклада.
Здесь тесно смешивались и переплетались особенности быта, ведения хозяйства и первым делом вероисповедания. Переезжая всей семьей, многочисленные переселенцы везли с собой самое дорогое — домашнюю икону, с которой и началось воссоздание на новых землях православной культуры.
Личные иконы имелись практически в каждом доме, и приверженность своей религии вызывала у местного населения уважение и естественный интерес. Обустроившись на новом месте, представители православного духовенства начинают ратовать за создание местных молебных домов и храмов. Согласно православным традициям, начинают собираться пожертвования на постройку местных церквей.
Митрополит Владимир трогательно приводит в пример случай, когда в дом к одному крестьянину, собиравшему средства на постройку храма, вошел человек в большой чалме и богато расшитом халате. Увидев, что крестьянин испугался и растерялся, он успокоил его и положил на стол золотые монеты. Это было одно из первых пожертвований на строительство русских «мечетей», которое сделал представитель местного населения Туркестана.

Крестный ход
Землетрясение, которое произошло в 1889 году на территории Семиречья, разрушило многие кирпичные храмы.


С учетом особенностей сейсмоустойчивости в Киргизии начинают возводить деревянные церкви. Благодаря таланту и усилиям архитекторов Зенкова и В. Гейнцельмана спроектирована целая серия деревянных храмов, в которых учитывались все особенности, позволяющие приспособить церковные сооружения к условиям Туркестанского региона.Нужно сказать, что в России деревянные храмы уже не возводились, а в Туркестане эта тенденция получила новое развитие и видоизменилась под влиянием местной культуры и колорита.




Ярким примером дошедшего до нас архитектурного наследия того времени нужно назвать Свято-Троицкий собор в Караколе.

История создания и становления храма уходит корнями во времена основания самого города Каракола дальновидным и прагматичным путешественником Александром Каульбарсом. Он-то и был инициатором возведения временного храма из войлока, материала, из которого сооружались и строились практически все постройки того времени. Но уже на следующий год войлочные стены храма были заменены на деревянные, а еще позже их сменили на каменные и кирпичные. Не устояв перед пожарами и землетрясением в 1889 году, здание церкви было разрушено практически до основания. Новая пятиглавая церковь с колокольней была возведена из дерева по специальному проекту семьёй местных купцов Масликовых и освящена в 1895 году. По их исходной задумке церковь должна была иметь форму креста, а пять куполов и колокольня венчать небольшое, но единое и компактное строение храма. Белоснежные стены с резными голубыми вставками и фресками, на которых были изображены цветы и гроздья ягод, создавали ощущение первозданной чистоты, а многоликий иконостас и скромное убранство церкви по-настоящему делали это место Божьим домом. Храм был важным просветительским центром – в его библиотеке насчитывалось более 1000 книг.
Но недолго возродившейся церкви было суждено жить спокойной и мирской жизнью. Во времена повсеместного разгрома православной церкви храм был сначала просто закрыт, а позже полностью разграблен и разворован. Бесследно исчезли иконы, алтарные книги и произведения искусства, которые до сих пор представляют важную историческую и художественную ценность. И только в 1944 году после принятия государственного положения «О порядке открытия церквей» в храме, который на тот момент выполнял функцию военно-партийного клуба, начались первые реставрационные работы. Но и эти работы продлились не долго и завершились восстановлением всего одного из пяти куполов, на котором установили крест. В таком виде церковь просуществовала до 1961 года.



После очередных изменений политики партии в отношении религии, здание церкви вновь отбирается уже на долгих 30 лет. Верующим и прихожанам выделяются грязные и необжитые складские помещения неработающего хлебного завода далеко за окраиной города, а территорию церкви отдают детской спортивной школе. В самом же храме оборудуют спортивный зал. В 1989 году было принято решение о создании на базе церкви краеведческого музея, в котором планировалось собрать все легенды и сказания о родном городе, о его основателях и героях, экспонировать находки древности и предметы старины. Но из-за вновь изменившейся политической обстановки реализовать эти планы так и не получилось.



В 1992 году после долгих споров служители церкви и прихожане смогли вернуть себе ветхое и полусгнившее здание храма, запущенную и разграбленную территорию. Долгие три года проводились работы по восстановлению храма и воссоздания его облика. Возрождение церкви стало заслугой простых жителей города, чьи старания и добровольные пожертвования увенчались таким добрым и нужным успехом. Храм перешел в собственность церкви только в 1995 году.


Современный облик церкви мало изменился. Все те же традиционные для данного храма пять золоченых куполов, увенчанных крестами, привычно возвышающаяся колокольня, к которой ведет длинная внутренняя лестница, филигранный перезвон множества больших колоколов и маленьких колокольчиков. Бревенчатые стены церкви и главное гранитное крыльцо придают церкви величественный и исконно православный вид.

Стойкий духом и волей Храм, его недолгая столетняя история, полная лишений и скорбных событий.



Таблички на зданиях установленны в рамках проекта "Идеи преображающие город - Каракол".
Цель:Создание интерактивной площадки на базе Шааркана в городе Каракол для усиления социального капитала городского сообщества и туристической привлекательности города.
Инициатива «Наследие Каракола» инициирован МВО «Лидерство» совместно с Иссык-Кульским областным государственным архивом и медиапартнером радиостанцией «Волна Иссык-Куля» при поддержке общественности и доноров.
Цели проекта:
- способствовать сохранению архитектурного наследия Каракола;
- разработать интерактивную онлайн-карту с указанием исторических объектов города;
- провести тематическую медиакампанию для привлечения внимания местных жителей и развития гражданской активности.
Информация о проекте: http://www.leadership.kg/index.php/ru/save-karakol...

Материал подготовлен в рамках инициативы "Наследие Каракола" проектной командой
"Идеи преображающие город - Каракол"
при поддержки ОО "Института Развития Молодежи" и Фонда Сорос Кыргызстан.
Содержание является ответственностью МВО «Лидерство» и необязательно отражает позицию ИРМ и ФСК.
Наши партнеры:

Материалы МВО «Лидерство» (leadership.kg) можно использовать без разрешения при условии указания авторства и активной гиперссылки на оригинал.

Свяжитесь с нами:
По любым вопросам пишите нам на info@digitaldesign.com, а также подписывайтесь на нас в соцсетях
Made on
Tilda